Принцип работы угломерных систем ближней навигации VOR (РСБН-7с).  

Принцип работы угломерных систем ближней навигации VOR (РСБН-7с).

Авиационная навигация по трассе полёта между конечными пунктами назначения подразделяется на дальнюю ( до 500 км), трассовую (200 – 500 км) , ближнюю навигацию (до 200 км) и навигацию взлёта – посадки воздушного судна. Чётко установить принадлежность какой-либо системы навигации к какому-то определённому типу навигации не всегда возможно.

До по­яв­ле­ния спут­ни­ко­вых ра­дио­на­ви­га­ци­он­ных сис­тем эти за­да­чи ре­ша­ли с по­мо­щью ра­дио­ма­яч­ных сис­тем ближ­ней на­ви­га­ции и по­сад­ки. Наи­боль­шее рас­про­стра­не­ние в ми­ре по­лу­чи­ли ра­дио­ма­яч­ные сис­те­мы VOR/DME, ILS, TACAN и РСБН/ПРМГ, а т акже бортовые устройства ИНС и магнитные компасы.

Всенаправленный радиомаяк (англ. Very high friquency Omni directional radio Range сокр. VOR). Обеспечивает выдачу информации об азимуте ЛА. Радиомаяк может работать как самостоятельно, так и в составе с дальномером DME, образуя азимутально-дальномерную систему ближней навигации VOR/DME.

Радиомаяк VOR излучает на одной из 160 несущих частот (в диапазоне от 108 до 117.975МГц с шагом 50КГц) сигналы опорной и переменной фазчастотой 30Гц.

Амплитудно-частотно-модулированный сигнал опорной фазы, содержащий частотно-модулированную поднесущую (9960Гц с девиацией плюс-минус 480Гц) излучается неподвижной всенаправленной антенной. Амплитудно-модулированный частотой 30Гц сигнал переменной фазы излучается вращающейся (30 об/с) направленной антенной с диаграммой направленности в виде "восьмёрки".

Складывающиеся в пространстве диаграммы направленности образуют переменное по амплитуде поле, изменяющееся с частотой 30Гц. Радиомаяк VOR ориентирован так, что фазы опорного и переменного сигналов совпадают в направлении магнитного северного меридиана. В момент, когда максимум диаграммы направленности вращающегося поля направлен туда, частота сигнала поднесущей имеет максимальное значение(1020Гц). В остальных направлениях фазовый сдвиг меняется от ноля до 360 градусов. Упрощённо можно представить VOR как радиомаяк, излучающий в каждом направлении свой индивидуальный сигнал. Количество таких "сигналов-азимутов" определяется только чувствительностью бортового оборудования к величине сдвига фаз, прямо пропорционального текущему азимуту ЛА относительно радиомаяка. В этом контексте, вместо понятия "азимут" употребляется термин радиал (VOR Radials). Принято считать что количество радиалов равно 360. Номер радиала совпадает с числовым значением магнитного азимута.

Бортовой индикатор VOR, помимо указания азимута, позволяет вести ЛА в режимах "от" и "на" радиомаяк по заданному азимуту. Для этого на индикаторе VOR имеются соответствующие планки, показывающие отклонение ЛА от ЛЗП. Соответственно ЛЗП должна проходить непосредственно через сам маяк.



Для опознавания маяков VOR несущая частота манипулируется с помощью азбуки Морзе сигналом частоты 1020Гц. Кроме того, позывные сигналы могут передаваться голосом с помощью магнитной записи.

Подобный принцип построения угломерной системы позволяет, за счёт усложнения наземной части комплекса, одновременно упрощать ( читай - уменьшать габариты и массу) аппаратуру, устанавливаемую на борту ЛА. Несомненно, это стало одним из главных факторов, обусловивших широкое распространение систем VOR, в том числе и в малой авиации.

Маяки VOR выпускаются в двух вариантах:

§ категория A (c дальностью действия около 370км при высоте полёта 8-10км для обеспечения полётов по воздушным трассам);

§ категория B (с дальностью действия около 40км для обслуживания района аэродрома).

Из отечественного оборудования, аналогом системы VOR/DME можно назвать РСБН, функциональное назначение которой в общем случае такое же - определение дальности и азимута. Однако, для решения дополнительных навигационных задач (большей частью военных), РСБН построена на других принципах и требует установки на борту совершенно иного оборудования.


9137630847046489.html
9137681435654565.html

9137630847046489.html
9137681435654565.html
    PR.RU™