Специфические особенности спортивного туризма

Как и любой вид туризма спортивный туризм имеет свои особенности.

Во-первых, спортивный туризм требует минимальных затрат, так как тренировочный процесс и сами маршруты проходят в природной среде, не требуется дорогостоящих стадионов и специальных спортивных залов. Поэтому им занимаются слои населения, не имеющие больших доходов - молодежь, студенчество, интеллигенция, учителя, врачи. Тем самым является массовым видом туризма.

Спортивный туризм представляет собой серьезное спортивное явление, позволяет познакомиться с культурой, насладиться созерцанием удивительных ландшафтов и является комплексным видом отдыха.

Спортивный туризм играет важную роль в развитии духовной сферы. В частности позволяет непосредственно общаться с природой; воспитывает патриотизм, моральные качества, чувство коллективизма и взаимопомощи. Как следствие вышесказанного – ослабляет межнациональные противоречия.

С познавательной точки зрения спортивный туризм является эффективным средством экологического воспитания, позволяет изучать краеведение на непосредственной практике. С оздоровительной точки зрения – формирует навыки здорового образа жизни.

Преследуя спортивные цели в спортивном туризме присваиваются различные разряды и звания.

Спортивный туризм может быть и общественно-полезной работой, т.к. при прохождении маршрута могут выполняться различные научно-исследовательские работы, мониторинг природной среды.

Важно отметить и естественность всего процесса туристского мероприятия – отличная школа для сохранения семьи и воспитания детей – семейный туризм.

Спортивный туризм является эффективным противодействием наркомании, пьянству и правонарушениям. Пример: спортивные туристские лагеря и походы с трудными подростками дают очень эффективные результаты [14].

Из вышеизложенного вытекает вывод, что спортивный туризм благодаря своему характеру, большому образовательно-воспитательному потенциалу, значительным возможностям является одним из оптимальных средств формирования ценностной ориентации на здоровый образ жизни, эффективным способом удовлетворения потребности отдыхе, а также расширяет мировоззрение и культурные потребности человека.

Вопрос 5

Воспитание ловкости. Критерии ловкости - координационная сложность задания, время и точность его выполнения. Воспитание ловкости складывается из воспитания способности осваивать новые двигательные действия и перестраивать двигательную деятельность в соответствии с быстро меняющейся обстановкой на туристском маршруте (например, применить серию быстрых и точных движений, связанных с переправой через водный поток, движением по осыпи, скалам и льду, спуском на лыжах, сплавом на горных реках).

Основная задача воспитания ловкости - овладение новыми двигательными действиями. При этом используются следующие упражнения: спортивные и подвижные игры, спортивное ориентирование, горнолыжный спорт, спортивная и художественная гимнастика, легкая атлетика (прыжки, барьерный бег), ритмическая гимнастика.



При выполнении упражнений рекомендуется включать в них элементы новизны, создавать неожиданные ситуации, требующие быстрой реакции.
В туризме специальная ловкость воспитывается средствами специальной физическое и технической подготовки без груза и с грузом: ходьбой по бревну, тросу, камням, кочкам, соревнованиями по технике туризма, скалолазанию, туристскими упражнениями на ледовых, снежных, травянистых и осыпных склонах.

Воспитание ловкости

Ловкость – это способность быстро и наиболее совершенно решать двигательные задачи, в особенности, если они возникли неожиданно. Это важная ступень способности спортсмена координировать свои действия.

Ловкость в движениях органически связана с силой, быстротой, выносливостью и гибкостью. Развитие этих качеств способствует улучшению ловкости.

Основа ловкости – подвижность двигательного навыка. Качество ловкости проявляется в движениях, неизвестных, сложных, требующих быстрого ориентирования и безотлагательного выполнения. Для воспитания ловкости лучше всего применять новые, сложные задания, когда спортсмен должен быстро и находчиво найти эффективное решение. Наиболее эффективным средством развития ловкости являются спортивные игры, особенно, баскетбол, хоккей. Отлично развивает ловкость горнолыжный спорт. Такие виды спорта как спортивная гимнастика и виды единоборств развивают больше специальную ловкость.

Вопрос 6

2.5.3.1. Виды выносливости и факторы влияющие на их проявление

Выносливость – это способность организма человека преодолевать на-

ступающее утомление.

Различают физическое, эмоциональное, сенсорное и умственное утом-

ление. В физическом воспитании в разных соотношениях встречаются все

типы утомления, однако наибольшее значение, вполне естественно, имеет фи-

зическое утомление. Поэтому вся излагаемая ниже методика, связана с разви-

тием физической выносливости.

Выносливость по праву считается одним из наиболее важных двига-

тельных способностей человека. Она в значительной мере определяет здоро-

вье человека, его общую физическую работоспособность, а также является

основной базой для эффективного развития всех других двигательных

способностей. Поэтому в отечественной системе физического воспитания во

всех ее звеньях совершенствованию выносливости уделяется большое внима-

ние.

Любая деятельность человека, если ею заниматься продолжительное

время, неизбежно приводит к временному снижению работоспособности, т.е.

к утомлению.

Принято различать два вида выносливости – общую и специальную.

Общая выносливость – это способность организма человека преодоле-

вать наступающее утомление при выполнении продолжительной физической

работы умеренной интенсивности с функционированием большей части мы-

шечного аппарата (например, ходьба на лыжах, плавание, гребля).

Специальная выносливость – это способность организма человека

преодолевать наступающее утомление при выполнении отдельных видов за-

данной работы.

Видов (типов) специальной выносливости много. Например, сочетание

выносливости с другими физическими способностями образуют следующие

виды специальной выносливости: силовая выносливость, скоростная выно-

сливость, координационная выносливость и т.д.

По признаку механизма энергообеспечения работы все многообразие

специальной выносливости может быть классифицировано на три типа ее

проявления:

1. Анаэробно-аэробный режим работы (стайерская выносливость).

Типичное проявление этой выносливости имеет место в беге на длинные ди-

станции, плавании 800, 1500 м; беге на коньках 5 и 10 км и др.

2. Анаэробно-гликолитический режим энергообеспечения (мит-тель-

штрековая выносливость) – бег 400, 800, 1500 м и аналогичные дистанции в

других видах.

3. Анаэробно-алактатный режим (спринтерская выносливость) –крат-

ковременные спринтерские дистанции, типа бега на 60, 100, 200 м.

Прямого переноса между разными типами специальной выносливости

может не происходить, за исключением случаев определенного сходства в ме-

ханизмах энергообеспечения, работающих частях тела и мышечных группах.

Факторы влияющие на проявления физической выносливости:

1. Деятельность центральной нервной системы, в частности, такое

её свойство как уравновешенность нервных процессов (возбуждение и тор-

можение). ЦНС управляет деятельностью и согласованностью всех систем

организма, обеспечивающих мышечную работу. Это, прежде всего, функцио-

нирование сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем. Кроме

того, ЦНС регулирует поступление кислорода к мышцам и удаление из орга-

низма углекислого газа, участвует в деятельности механизма энергообес-

печения выполняемой работы.

2. Аэробная и анаэробная производительность организма. Непосред-

ственным источником энергии, как известно, является расщепление богатой

энергией АТФ (аденозинтрифосфорной кислоты). Содержание АТФ в клетках

организма относительно невелико, но постоянно. Поэтому расщепленная при

работе АТФ должна немедленно пополняться, восстанавливаться, иначе

мышцы не смогут сокращаться. А восстанавливается АТФ за счет химиче-

ских реакций с участием кислорода (аэробные реакции), либо – без кислорода

путем расщепления креатинфосфата или расщепления гликогена до молочной

кислоты (анаэробные реакции).

Обобщенным показателем аэробных возможностей организма является

МПК (максимальное потребление кислорода), достигающего у высококвали-

фицированных спортсменов 5–6 л/мин. Для более полной характеристики до-

полнительно применяются такие показатели, как максимальная вентиляция

легких (МВЛ), кислородная емкость крови, минутный объем крови, критерий

ПАНО (показатель анаэробного порога) и другие.

Анаэробная производительность организма определяется по величине

максимального кислородного долга. Естественно поэтому, чем больше кисло-

родный долг, тем выше анаэробные возможности человека.

Универсальным критерием уровня развития обоих видов выносливости

является то время, в пределах которого заданная физическая работа выполня-

ется без снижения интенсивности.

Этим показателем можно оценить выносливость спринтера и стайера,

боксера и метателя и т.д.

3. Уровень развития двигательных способностей человека и его здоро-

вье. Эти факторы могут ограничить продолжительную или интенсивную мы-

шечную работу. Важна при этом также определенная гармония в развитии

основных двигательных способностей.

4. Волевые качества человека. Роль данного фактора очень зна-

чительна. Дело в том, что выносливость развивается только при условии си-

стематического доведения организма до высокой степени физического утом-

ления. А в состоянии утомления заставить себя продолжать выполняемую ра-

боту может лишь человек с сильной волей.

5. Качество техники движений. Рациональная экономичная техника

способствует продолжительной работе, энергоресурсы при этом зря не тра-

тятся. Поэтому для развития выносливости целесообразно использовать

упражнения, освоенные до уровня навыка.

В процессе развития выносливости, кроме специальных методов, необ-

ходимо также совершенствовать некоторые обозначенные выше факторы,

определяющие выносливость, в частности, здоровье и двигательные способ-

ности, технику движений, волевые способности.

Развитие выносливости происходит от дошкольного возраста до 30 лет.

Наиболее интенсивный прирост наблюдается с 14 до 20 лет.

2.5.3.2. Методика развития общей выносливости

Задачи: 1. Способствовать повышению максимального уровня потреб-

ления кислорода как важнейшего фактора аэробной производительности.

2. Развивать способность поддерживать длительное время работу в

условиях максимального потребления кислорода.

3. Совершенствовать быстроту развертывания согласованной работы

сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем организма.

Средства. Разнообразные циклические и ациклические физические

упражнения, выполняемые в течении длительного времени преимущественно

в аэробном режиме энергообеспечения и обеспечивающие активное участие в

работе крупных мышечных групп.

К таким средствам относятся: плавание, гребля, передвижение на лы-

жах, кроссы и другие аналогичные упражнения.

К дополнительным средствам развития выносливости можно отнести

также факторы внешней среды: периодическое пребывание в условиях сред-

негорья, использование саун, бань, барокамер и т.д. Адаптация организма в

этих условиях повышает его устойчивость к гипоксии и тем самым положи-

тельно влияет на выносливость.

Методы. Для развития общей выносливости применяют: равномерный,

переменный и интервальный методы. Выбор методов в значительной мере

определяется уровнем подготовленности занимающихся. В этом плане с на-

чинающими наиболее подходящим будет равномерный метод, как достаточ-

но простой, доступный и щадящий.

Более подготовленным занимающимся можно рекомендовать перемен-

ный метод, в связи с его расширенными развивающими возможностями. Ин-

тервальный метод могут использовать люди уже обладающие хорошим

уровнем общей выносливости, т.к. он предъявляет серьезные требования к

сердечно-сосудистой и дыхательной системам.

Важным требованием к применяемым методам развития выносливости

является нахождение оптимального сочетания продолжительности и интен-

сивности нагрузки.

Равномерный и переменный методы являются основными при совер-

шенствовании общей выносливости. При этом продолжительность нагрузки

рекомендуется постепенно увеличивать, предъявляя тем самым все более вы-

сокие требования к установлению согласованности в работе функционирую-

щих систем организма. Интенсивность на начальном этапе развития вынос-

ливости сохраняется на невысоком уровне. Лишь через некоторое время она

начинает плавно увеличиваться и поддерживается на так называемых «крити-

ческих скоростях», которые позволяют при полной мобилизации аэробных

возможностей удовлетворять кислородный запрос в процессе самой работы.

Кислородный долг при этом, естественно, не образуется. Подъем интенсивно-

сти нагрузок сопровождается некоторым снижением продолжительности ра-

боты

Развивающая интенсивность для начинающих здоровых людей нахо-

диться на уровне ЧСС не ниже 120–130 ударов в минуту. Оптимальная интен-

сивность для тренированных занимающихся находится в диапазоне 140–170

ударов в минуту. При этом достигается максимальный систолический объем

крови, укрепляется сердечная мышца и стенки кровеносных сосудов.

Продолжительность нагрузки при отмеченной выше интенсивности

имеет достаточно широкие индивидуальные колебания, также зависящие от

уровня подготовленности людей. Однако выявлено, что работа менее 4–5 мин

малоэффективна, т.к. не успевают развернуться дыхательные процессы и вы-

вести кислородотранспортную систему (сердце, сосуды, дыхание) на макси-

мальный уровень потребления кислорода.

В массовой практике физического воспитания, где нет необходимости

очень уж существенно увеличивать общую выносливость, достаточной ока-

зывается продолжительность работы порядка 15–20 мин.

По мере увеличения функциональных возможностей организма, если

это обусловлено спортивными задачами, продолжительность непрерывной

работы можно постепенно доводить до 30–40 мин и более. При такой дли-

тельности работы в условиях «истинного устойчивого состояния» достигает-

ся хорошо сбалансированное функционирование сердечно-сосудистой, дыха-

тельной и мышечной систем и совершенствование механизмов энергообеспе-

чения.

Рассмотренные методы непрерывного упражнения, как уже отмечено,

являются основными для начинающих и важными для хорошо подготовлен-

ных спортсменов, т.к. они способны создавать и совершенствовать базу об-

щей выносливости. Кроме того, они позволяют точно дозировать индивиду-

альную нагрузку и в целом неплохо служат укреплению здоровья.

Интервальный метод увеличения общей выносливости используется

преимущественно в спортивной тренировке. Он представляет собой достаточ-

но эффективный способ ее совершенствования путем выполнения анаэробной

работы.

Идея данного метода заключается в следующем. Анаэробная работа в

виде высокоинтенсивных, но кратковременных повторений разделяется не-

большими интервалами отдыха. Образующиеся при этом продукты анаэроб-

ного распада стимулируют дыхательные процессы в периоды отдыха. Поэто-

му в течение первых полутора минут отдыха после нагрузки потребление кис-

лорода увеличивается, повышается также систолический объем крови. Если

очередная нагрузка выполняется в момент, когда эти показатели достаточно

высоки, то от повторения к повторению будет постепенно увеличиваться по-

требление кислорода.

Примерные параметры интервального метода, применяемого для повы-

шения аэробной производительности, таковы:

1. Интенсивность работы должна быть достаточно высокой, примерно

75–85% от максимальной дистанционной. По ЧСС это около 160–170 ударов

в минуту к концу повторения.

2. Продолжительность каждого повторения – 1–2 мин. Меньшее время

не позволяет активизировать работу сердечно-сосудистой и дыхательной си-

стем, а большее – вызывает снижение интенсивности и соответственно меша-

ет создать необходимый кислородный долг. Поэтому работа в течение 1–2

мин, проходящая в условиях кислородного долга, приведет к максимальному

потреблению кислорода именно в период отдыха.

3. Интервалы отдыха делаются такой продолжительности, чтобы ЧСС

не опустилась к концу отдыха ниже 120–130 уд/мин, т.е. это равно примерно

3–4 мин.

4. Характер отдыха должен быть активным. Пауза заполняется мало-

интенсивной двигательной деятельностью, одновременно ускоряющей

восстановление организма и поддерживающей его повышенное функциони-

рование.

5. Число повторений зависит от индивидуальных возможностей челове-

ка осуществлять работу в условиях значительного утомления. Во всяком слу-

чае, необходимо начинать с 3–4 повторений за одно занятие и постепенно по-

вышать до 10 и более повторений.

Рассмотренный интервальный метод развития общей выносливости,

осуществляемый в анаэробно-аэробном режиме, широко используется также

для развития специальной выносливости стайерского типа.

2.5.3.3. Методика развития специальной выносливости

В связи с большим разнообразием видов специальной выносливости из-

ложить их в курсе общей теории невозможно. Поэтому остановимся на

рассмотрении наиболее важных типов её проявления связанных с механиз-

мом энергообеспечения работы.

Основные задачи: 1. Улучшение аэробных возможностей путем совер-

шенствования деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, как

существенных факторов повышения анаэробной производительности.

2. Повышение анаэробных возможностей путем совершенствования

алактатного и лактатного механизмов энергообеспечения работы.

3. Повышение физиологических и психологических границ ус-

тойчивости организма к неблагоприятным сдвигам его внутренней среды, вы-

званными напряженной работой.

Средства: 1. Основными средствами развития специальной выносливо-

сти являются так называемые «целевые упражнения» или «целевая деятель-

ность». Этими терминами обозначаются физические упражнения, по отноше-

нию к которым повышается специальная выносливость. Так, в спорте целевы-

ми являются соревновательные упражнения, а например, в футболе, где чело-

век выполняет в процессе игры многие упражнения, оправданным будет при-

менение термина «целевая деятельность».

2. Специально-подготовительные упражнения – это упражнения, сход-

ные с целевыми по некоторым параметрам. Так, если целевое упражнение –

бег на 100 м, то специально-подготовительными упражнениями в этом случае

будут любой длины спринтерские отрезки дистанции или даже прыжковые

упражнения. Как правило, набор специально-подготовительных упражнений

по отношению к «целевому упражнению» значительно шире. В тренировоч-

ном процессе доля разнообразных специально-подготовительных упраж-

нений в ряде видов спорта намного выше, чем соревновательных.

3. Обшеподготовительные упражнения также совершенно необходимы

при развитии специальной выносливости. Назначение их сводится к повыше-

нию аэробной возможности как основы, необходимой для улучшения ана-

эробной производительности.

Методы развития специальной выносливости. Основным в повыше-

нии специальной выносливости является интервальный метод. Однако сле-

дует отметить, что в основе развития специальной выносливости лежит со-

вершенствование механизмов энергообеспечения работы. Поэтому примене-

ние интервального метода для каждого типа выносливости имеет свои осо-

бенности.

Из трех основных типов специальной выносливости остановимся на

рассмотрении анаэробно-гликолитической и анаэробно-алактатной выносли-

вости, т.к. методика смешанной анаэробно-аэробной (стайерской) выносливо-

сти уже раскрыта в разделе развития общей выносливости.

Анаэробно-гликолитический режим развития специальной выносли-

вости направлен на совершенствование способности противостоять неблаго-

приятным сдвигам, в связи с большим кислородным долгом и избытком мо-

лочной кислоты в организме. Чтобы обеспечить именно этот режим энерго-

обеспечения необходимо соблюдать следующие параметры нагрузки и отды-

ха:

1. Интенсивность работы рекомендуется на уровне 90–95% от макси-

мальной для данного отрезка. После нескольких повторений в результате на-

ступившего утомления скорость передвижения может заметно уменьшиться.

Однако её следует поддерживать близкой к предельной для данного состоя-

ния организма.

2. Продолжительность одного повторения рекомендуется в пределах

от 30 сек. до 2 мин (в беге – это дистанции от 200 до 600 м).

3. Интервалы отдыха между повторениями в одной серии следует со-

кращать с 5–8 мин между 1 и 2 попытками, до 2–4 мин между предпоследней

и последней попытками. Это связано с тем, что максимум молочной кислоты

в крови наблюдается не сразу после окончания попытки, а спустя несколько

минут. Причем от повторения к повторению время максимума лактата при-

ближается к окончанию работы, поэтому и делаются сокращаемые интервалы

отдыха.

Интервалы отдыха между сериями делаются продолжительными 15–20

мин, чтобы ликвидировать молочную кислоту.

4. Характер интервала отдыха должен быть малоактивным.

5. Число повторений в одной серии не рекомендуется более 3–4 раз, т.к.

уже при этом в крови накапливается достаточно много молочной кислоты. И

дальнейшая работа уже не будет способствовать совершенствованию ана-

эробно-гликолитического механизма. Поэтому ограничиваются таким малым

числом повторений в одной серии, а также общим числом серий – от 2–3 до

4–6 – даже у хорошо подготовленных спортсменов.

При описанном выше режиме нагрузок и отдыха в крови увеличивается

содержание молочной кислоты. Систематическое упражнение подобным об-

разом постепенно адаптирует организм к выраженно неблагоприятным сдви-

гам во внутренней среде и совершенствует его физическую и психическую

устойчивость при работе в этих условиях.

Анаэробно-алактатный режим тренировки выносливости связан с со-

вершенствованием ее скоростных проявлений в работе максимальной мощно-

сти, продолжающейся не более 20–25 сек. Такая работа осуществляется в ана-

эробном, бескислородном режиме за счет АТФ и креатинфосфатных механиз-

мов энергообеспечения.

Совершенствование спринтерской выносливости осуществляется также

с помощью интервального метода. При этом параметры нагрузки приобрета-

ют следующие ориентировочные черты:

1. Интенсивность работы рекомендуется на уровне 95% от максиму-

ма. Некоторое снижение скорости вызывается необходимостью, во-первых,

избежания образования «скоростного» барьера, во-вторых, осуществления

контроля за техникой движений.

2. Продолжительность одного повторения не должна превышать 8–10

сек. Увеличение продолжительности упражнения нежелательно, т.к. организм

перейдет на другие механизмы энергообеспечения, что в этом случае нецеле-

сообразно.

3. Интервалы отдыха между повторными нагрузками в одной серии

назначаются в пределах 2–3 мин, между сериями – 7–10 мин.

4. Число повторений определяется возможностями организма поддер-

живать заданную высокую интенсивность при всех попытках. В одной серии

число повторений на первых этапах занятий не более 3–4, в дальнейшем мо-

жет возрасти до 4–5 раз. Дело в том, что уже к 3–4 повторению фосфатные

механизмы исчерпывают свои ресурсные возможности. Число серий может

колебаться от 3–4 до 5–6 (в зависимости от уровня подготовленности занима-

ющегося).

5. Характер отдыха – малоинтенсивная физическая нагрузка, обычно

это спокойная ходьба, чередуемая с упражнениями на расслабление и дыха-

Рассмотренные методы интервального упражнения предъявляют к орга-

низму занимающихся крайне жесткие требования. Поэтому применять их

нужно очень осторожно и постепенно, при предварительно хорошо обеспе-

ченной общей выносливости и отсутствии каких-либо отклонений в деятель-

ности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

2.5.3.4. Контрольные упражнения и тесты для определения

уровня развития выносливости

Одним из основных критериев выносливости является время, в течение

которого человек способен поддерживать заданную интенсивность деятель-

ности. На основе этого критерия разработаны прямой и косвенный способы

измерения выносливости. При прямом способе испытуемому предлагают вы-

полнять какое-либо задание (например, бег) с заданной интенсивностью (60,

70, 80 или 90% от максимальной скорости). Сигналом для прекращения теста

является начало снижения скорости выполнения данного задания. Однако на

практике педагоги по физической культуре и спорту прямым способом поль-

зуются редко, поскольку сначала нужно определить максимальные скорост-

ные возможности испытуемых (по бегу на 20 или 30 м с ходу), затем вычис-

лить для каждого из них заданную скорость и только после этого приступать

к тестированию.

В практике физического воспитания в основном применяется кос-

венный способ, когда выносливость занимающихся определяется по времени

преодоления ими какой-либо достаточно длинной дистанции. Так, например,

для учащихся младших классов длина дистанции обычно составляет 600—

800 м; средних классов — 1000—1500 м; старших классов — 2000—3000 м.

Используются также тесты с фиксированной длительностью бега — 6 или 12

мин. В этом случае оценивается расстояние, преодоленное за данное время.

Выносливость может измеряться и с помощью других тестов: неспеци-

фических (по их результатам оценивают потенциальные возможности спорт-

сменов эффективно тренироваться или соревноваться в условиях нарастаю-

щего утомления) и специфических (результаты этих тестов указывают на сте-

пень реализации этих потенциальных возможностей).

К неспецифическим тестам определения выносливости относят: 1) бег

на тредбане; 2) педалирование на велоэргометре; 3) степ-тест. Во время вы-

полнения теста измеряются как эргометрические (время, объем и интенсив-

ность выполнения заданий), так и физиологические показатели (максималь-

ное потребление кислорода — МПК, частота сердечных сокращений — ЧСС,

порог анаэробного обмена — ПАНО и т.п.).

Специфическими считают такие тесты, структура выполнения которых

близка к соревновательной. С помощью специфических тестов измеряют вы-

носливость при выполнении определенной деятельности, например в плава-

нии, лыжных гонках, спортивных играх, единоборствах, гимнастике.

Выносливость конкретного спортсмена зависит от уровня развития у

него других двигательных способностей (например, скоростных, силовых и

т.д.). В этой связи следует учитывать абсолютные и относительные показате-

ли выносливости. При абсолютных не учитываются показатели других двига-

тельных способностей, а при относительных учитываются. Предположим, что

два бегуна пробежали 300 м за 51 с. По полученным результатам (абсолют-

ный показатель) можно оценить уровни их скоростной выносливости как рав-

ные. Эта оценка будет справедлива лишь в том случае, если максимальные

скоростные возможности Vmax у них тоже будут равными. Но если у одного из

них максимальная скорость бега выше (например, он пробегает 100 м за 14,5

с), чем у другого (100 м за 15 с), то уровень развития выносливости у каждого

из них по отношению к своим скоростным возможностям неодинаков. Вывод:

второй бегун более вынослив, чем первый. Количественно это различие мож-

но оценить по относительным показателям. Наиболее известными в физиче-

ском воспитании и спорте относительными показателями выносливости яв-

ляются: запас скорости, индекс выносливости, коэффициент выносливости.

Запас скорости (Н.Г.Озолин, 1959) определяется как разность между

средним временем преодоления какого-либо короткого, эталонного отрезка

(например, 30, 60, 100 м в беге, 25 или 50 м в плавании и т.д.) при прохожде-

нии всей дистанции и лучшим временем на этом отрезке.

Запас скорости Зс = tn – tk,

где tn — среднее время преодоления эталонного отрезка; tk — лучшее

время на этом отрезке.

Чем меньше Зс, тем выше уровень развития выносливости. Подобным

образом можно оценить запас скорости в плавании, лыжных гонках, при езде

на велосипеде и других циклических видах спорта.

Индекс выносливости (T.Cureton, 1951) — это разность между време-

нем преодоления длинной дистанции и тем временем на этой дистанции, ко-

торое показал бы испытуемый, если бы преодолел ее со скоростью, показыва-

емой им на коротком (эталонном) отрезке.

Индекс выносливости = t – tk Х n,

где t — время преодоления какой-либо длинной дистанции; tk — лучшее

время преодоления короткого (эталонного) отрезка; п — число таких отрез-

ков, в сумме составляющих дистанцию.

Чем меньше индекс выносливости, тем выше уровень развития выно-

сливости.

Коэффициент выносливости (Г. Назаров, 1962) — это отношение вре-

мени преодоления всей дистанции ко времени преодоления эталонного отрез-

ка

Коэффициент выносливости = t : tk

где t — время преодоления всей дистанции; tk — лучшее время на эта-

лонном отрезке.

Чем меньше коэффициент выносливости, тем выше уровень развития

выносливости.

Точно так же поступают и при измерении выносливости в упражнениях

силового характера: полученные результаты (например, количество повторе-

ний теста с отягощением) нужно соотносить с уровнем максимальной силы в

этом движении.

В качестве показателей выносливости используются и биомеханические

критерии, такие, например, как точность выполнения бросков в баскетболе,

время опорных фаз в беге, колебания общего центра масс в движении и т.п.

(М. А. Годик, 1988). Сравнивают их значения в начале, середине и конце

упражнений. По величине различий судят об уровне выносливости: чем мень-

ше изменяются биомеханические показатели в конце упражнения, тем выше

уровень выносливости.

Вопрос 7

В туризме, как и в других видах спорта, достижение высоких результатов невозможно без постоянной физической подготовки, которая составляет основное содержание тренировки и в то же время неразрывно связана с укреплением и повышением общего уровня функциональных возможностей организма.
Различают общую и специальную физическую подготовку.

Средствами общей физической подготовки достигаются: 1) разностороннее развитие физических способностей и укрепление здоровья; 2) развитие функциональных возможностей организма как основы специальной работоспособности и улучшения протекания восстановительных процессов.

Вопрос 8

Основы обучения движениям

Основная особенность обучения в процессе физического воспитания заключается в том, что оно направлено на овладение двигательными умениями, навыками и специальными знаниями. Обучение движениям обусловлено закономерностями образования двигательных умений и навыков.

Выполнять двигательные действия можно лишь при наличии двигательных умений и двигательных навыков.

Двигательное умение – приобретенная на основе знаний и опыта способность неавтоматизированно управлять движениями в процессе двигательной деяйтельности.

В процессе физического воспитания приобретаются двигательные умения двух разновидностей:

а). умение осуществлять целостную двигательную деятельность;

б). умение выполнять отдельные движения различной сложности.

Многократное стереотипное повторение двигательного действия приводит к образованию навыка.

Двигательный навык – это автоматизированный способ управления движениями в целостном двигательном акте.

Автоматизация – это главная черта навыка. Автоматизация движений придает навыку высокую устойчивость и стабильность. Одним из показателей стабилизации двигательного навыка является возможность многократно повторять заученное действие, не снижать качества выполнения. Стабильность двигательного навыка неотделима от вариативности двигательного действия. По мере упрочения навыка появляется возможность строить различные варианты двигательного акта, сохраняя основу его техники.

Вариативность двигательного действия связана с возникновением нового умения высшего порядка – умения применять приобретенный навык в целостной деятельности, умения выбирать для каждого случая наилучшие варианты осуществления действий.

Процесс обучения отдельному двигательному действию имеет следующие этапы.

1. Ознакомление и первоначальное изучение, в процессе которого формируется умение выполнять действие в его основном варианте в общих чертах.

Непосредственная цель на этом этапе – обучающийся должен освоить основу техники нового действия.

На первом этапе обучения ставятся следующие задачи:

а). сформировать целостное представление о двигательном акте, основанное на понимании его сути;

б). пополнить двигательный опыт занимающихся теми элементами, которые нужны для освоения нового действия;

в). добиться выполнения действия целиком;

г). устранить ненужные движения, излишнее мышечное напряжение.

Начальным моментом изучения действия является предварительное ознакомление с ним.

Наглядность обучения при первоначальном овладении действием обеспечивается образными объяснениями, выразительным показом, использованием различных зрительных ориентиров, звуковых сигналов, приемов, основанных на двигательных ощущениях, подсказом ощущений, которые должны возникнуть у обучающихся при правильном выполнении движений.

Доступность задания на этом этапе определяется

а). богатством двигательного опыта учеников;

б). сложностью структуры изучаемого действия;

в). соответствием структуры действия физическим возможностям обучающих.

Систематичность на этом этапе характеризуется необходимостью определения оптимального количества повторений задания и величины интервалов между ними. Обучающиеся должны иметь возможность выполнить задание несколько раз подряд (2-4 раза) с такими интервалами, которые позволяли бы достаточно хорошо воспринимать замечания преподавателя, осмысливать исполнение, а также восстанавливать необходимые для этого силы.

2. Углубленное детализированное разучивание движений.




9140490292286713.html
9140533081582909.html

9140490292286713.html
9140533081582909.html
    PR.RU™