Раздел П. КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ДОШКОЛЬНИКАМИ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА

Глава 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ

Дошкольная олигофренопедагогика использует разнообразные методы — способы воспитания и обучения умственно отсталых детей и организации в этих целях их самостоятельной деятель­ности. Методы специальной педагогики в основном совпадают с теми, которые применяет общая дошкольная педагогика. Одна­ко и сами методы, и их сочетание видоизменяются и дополняют­ся в соответствии с задачами коррекционно-воспитательной ра­боты в специальных дошкольных учреждениях и особенностями развития умственно отсталых детей.

Методы по форме воздействия на ребенка бывают словесными и наглядными. И те и другие применяются в специальной до­школьной педагогике. Словесные и наглядные методы сочета­ются с практическими методами.

Словесные методы включают в себя инструкцию, рассказ, бе­седу, сообщение, описание события и т.п.

Наглядные методы — наблюдение, обследование предметов и явлений окружающего мира (зрительно, тактильно, на слух), т.е. организация чувственного опыта ребенка.

Практические методы представляют собой разные способы организации детской деятельности (постановка практичес­ких и познавательных задач, организация дидактических игр и др.).

Как в общей, так и в дошкольной олигофренопедагогике ни один из этих методов не выступает изолированно. Они используются в сочетании. Соотношение методов на каждом данном этапе воспитания и обучения определяется уровнем развития детей и задачами, стоящими перед педагогом или воспитателем.

Принципы построения занятий

Специфика обучения в специальных дошкольных учреждени­ях заключается не только в том, как используются словесные, наглядные и практические методы, но и в самой организации учебного процесса.

Рассмотрим принципы построения занятий. Известно, что к началу обучения внимание умственно отсталых детей очень не­устойчивое, кратковременное и привлекается только внешним видом предмета. Следовательно, одним из принципов построе­ния занятий является частая смена видов деятельности, так как при смене объектов и видов деятельности внимание ребенка снова привлекается и это дает возможность продуктивно продолжать занятие. По мере обучения количество времени на каждый вид деятельности увеличивается, а количество видов деятельности уменьшается.

Другим принципом построения занятий является повторяемость программного материала.Умственно отсталым детям требуется зна­чительно большее количество повторений, чем детям с нормаль­ным интеллектом. Занятия должны строиться так, чтобы повто­рение одних и тех же заданий происходило в новых ситуациях и на новых предметах. Это необходимо, с одной стороны, для то­го, чтобы у детей не пропадал интерес к занятиям, а с другой — для формирования переноса полученных знаний на новые объ­екты и ситуации. На этой основе у детей возникают более обоб­щенные представления о предметах и явлениях окружающего ми­ра. Таким образом, следующим принципом построения занятий является обеспечение переноса полученных знанийна другой мате­риал. Чрезвычайно важным условием правильной организации занятий оказывается на первых годах обучения игровая формазанятий. С течением времени у детей должен сформироваться интерес к самой деятельности, а затем и познавательный интерес, что позволит уменьшить удельный вес игровой формы занятий.



Остановимся подробно на каждом из этих принципов.

Смена видов деятельности

На I году обучения умственно отсталые дети (дети пятого года жизни) могут продуктивно сосредоточивать свое внимание на одном предмете или на одном виде деятельности не более 5 ми­нут. Поэтому смена предметов, которые дети рассматривают или с которыми действуют, или смена самих действий должна про­исходить каждые 5 минут. На подготовительном этапе такую смену желательно производить каждые 3 минуты. Следовательно, если все занятие длится 15 минут, вначале оно должно включать в себя 5, а затем 3 вида деятельности. На III—IV годах обучения длительность занятий увеличивается — одно занятие может длить­ся 30—35 минут. К этому времени внимание детей, при правиль­ной организации коррекционно-воспитательной работы, стано­вится более устойчивым, произвольным. Дети могут уже доста­точно длительно заниматься одним видом деятельности (7—10 минут) в тех случаях, когда задачи, которые стоят перед ними, носят познавательный, мыслительный, речевой характер. В дру­гих случаях, когда задачи связаны с игровой, практической и продуктивной деятельностью — 10—15 минут. Здесь смена видов деятельности может производиться реже. Занятие должно состо­ять из 2—3 различных заданий.

Рассмотрим два примера.


9142079204107373.html
9142145404722798.html

9142079204107373.html
9142145404722798.html
    PR.RU™